Мировая экономика: полномасштабный рост
В текущем десятилетии мировая экономика росла темпом 3,6% в год (2011-2017 гг.). В 2018 г. мировая экономика перейдет к полномасштабному росту. По прогнозу ИМЭМО прирост мирового ВВП составит 3,8%, по прогнозу МВФ – 3,7%. В дальнейшем до конца десятилетия и по прогнозу ИМЭМО, и по прогнозу МВФ, мировая экономика будет расти теми же темпами 3,7-3,8%.
Прогноз о росте мировой экономики в 2018 г. на 3,7-3,8%, на наш взгляд, – минимальная возможная оценка, и дело здесь не только в том, что возросли и держатся на высоком уровне цены на сырье, что способствовало более высоким темпам роста его экспортерам.
Сохранятся относительно высокие темпы роста экономики США и развитых стран в целом (несмотря на Brexit). Темпы роста Китая вряд ли упадут ниже 6,5%, Индия сохранит высокие темпы роста (более 7%), экономики Бразилии и России вышли на положительные значения. Вся группа стран – развивающихся и с переходной экономикой – также покажет более высокие темпы роста, чем в 2017 г.
Надежную основу для долгосрочного глобального развития создает научно-технический прогресс. Уже сейчас хорошо видны основные сферы, в которых будут происходить революционные изменения: агропромышленный комплекс, добывающая промышленность (в первую очередь, энергетика), обрабатывающая промышленность и вся сфера услуг. Главную роль будет играть проникновение информационных технологий (IT) во все сферы жизни. Это, во-первых, приводит к коренному изменению, как производства, так и потребления, резко повышая эффективность и производительность труда; во-вторых, создаются сетевые структуры, исключающие всех возможных посредников и непосредственно связывающие производителя и потребителя товаров и услуг. В перспективе такими посредниками, которые будут исключены из жизни, станут многие функции государства.
Экология является одним из факторов, определяющих будущее развитие. Как правило, создание экологичных технологий приводит к комплексному эффекту: в ходе формирования «зеленой» экономики одновременно со снижением давления на окружающую среду повышается эффективность использования всех видов ресурсов, включая трудовые.
Одним из примеров революционных изменений, в самом начале которых мы находимся, являются изменения в энергетике. Речь идет и о добыче первичных энергоресурсов (ПЭР), их транспортировке, хранении, производстве электроэнергии, а также их потреблении. Главным результатом этих изменений является отсутствие ресурсных ограничений развития и роста мировой экономики.
В 2017 г. мы увидели первые результаты действия вышеуказанных факторов. Основные производители автомобилей и многие страны определились со временем прекращения производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Такие страны, как Норвегия, Великобритания, Франция объявили о запрете производства таких автомобилей с 2040 г. Компания Volvo объявила о переходе на производство электромобилей и гибридных автомобилей с 2020 г. Ведущие компании мира объявили о том же, но называют дату 2030 год. Даже в Китае объявлено о расширении использования электромобилей. В 2018 г. эта тенденция получит свое дальнейшее развитие и политика ведущих как государств, так и автопроизводителей будет все более конкретизироваться.
Серьезное воздействие на мировую экономику окажут действия администрации США. Предпринимаемые администрацией шаги привели к росту добычи как конвенциональных, так и не конвенциональных нефти и газа в США, к снижению их импортной зависимости и в перспективе к полной самообеспеченности американской экономики. Сокращение импорта США приведет к росту предложения на мировых рынках, несмотря на то, что уже достигнуто соглашение о продолжении замораживания в 2018 г. добычи странами-экспортерами нефти. Но и это замораживание будет не всеобщим. В результате в 2018 г. цены на нефть будут находиться в диапазоне 55-65 долл. за баррель.
Традиционные меры для республиканской повестки дня (снижение налогов, дерегулирование, упрощение всей налоговой системы, сокращение госаппарата, рост инвестиций в инфраструктуру, большее внимание развитию собственной промышленности и защите внутреннего рынка), скорее всего, приведут к увеличению темпов роста до 3-4% в год и относительно низким темпам роста импорта. Рост импорта, соответствующий росту ВВП США, вряд ли будет значительным. Как следствие, возможно некоторое снижение спроса на сырье на мировых рынках, что непосредственно отразится на экономике России.
В целом, рост мировой экономики, как мы уже отмечали, ускорится, так как темпы роста экономики США компенсируют некоторое замедление в странах-партнерах. В 2018 г. мы прогнозируем рост экономики США в 2,4% (прогноз МВФ 2,3%).
В 2017 г. экономика стран ЕС возросла на 2,2%, а в 2018 г. этот рост замедлится до 2,0%, что в первую очередь объясняется снижением прогноза развития экономики Великобритании. Ход переговоров по «брекзиту» может привести к снижению темпов прироста экономики Великобритании с 1,5% в 2017 г. до 1,3% в 2018 г. Экономика Еврозоны, по нашему прогнозу, в 2018 г. сохранит темпы прироста на уровне 2,0-2,1%.
Группа развивающихся стран и стран с переходной экономикой, по нашей оценке, ускорит свой рост с 4,7% в 2017 г. до 5,0% в 2018 г. В 2018 году экономика Китая замедлится до 6,5% (оценка МВФ 6,5%) после 6,8% в 2017 г. Индийская экономика продолжит расти высокими темпами. В 2018 г. ВВП Индии возрастет на 7,7%, тогда как в 2017 г. рост был 6,7%. Экономика Бразилия после слабого роста в 2017 г. на 0,7% увеличится в 2018 г. на 1,7%. Российская экономика в 2018 г. по нашему прогнозу возрастет на 2,0%. На экономику Китая, Индии, Бразилии и России в 2018 г. придется 32,1% мирового ВВП (по ППС) и 55,4% ВВП группы развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Как мы уже писали ранее, общая тенденция, которая наметилась в мировой экономике, и, на наш взгляд – это долгосрочная тенденция: в предстоящие годы развитые страны будут расти более высокими темпами, а развивающиеся и страны с переходной экономикой – более низкими, чем в первом десятилетии этого века.
Самой болезненной проблемой для всех стран мира остается безработица. Хотя во многих странах безработица продолжает снижаться и уже достигла докризисных значений – например в Японии, Германии, многих других странах Европы. В США уровень безработицы снижается и достиг 4,1% в ноябре 2017 г. В 2018 г., на наш взгляд, снижение продолжится, но в любом случае безработица в США уже находится в пределах многолетних значений 4-6%.
В Европейском союзе безработица снизилась до 7,8%, а в Еврозоне до 9,1% (2017 г.). В Германии безработица снизилась до 3,8% – самого низкого показателя после объединения Германии. В Японии безработица снизилась до 2,8% и находится также в пределах многолетних значений. В 2018 г. безработица продолжит снижаться в ЕС до 7,6%, а в Еврозоне до 8,8%. Несколько лет экономического роста обеспечили такое снижение безработицы и продвижение в решении основных экономических проблем. В 2017 г. во всех развитых странах наблюдался экономический рост. В 2018 г. мы также прогнозируем экономический рост во всех развитых странах на уровне 2,1-2,2%.
В 2017 г. продолжались дискуссии о развитии глобализации. На наш взгляд, глобализация — объективный процесс мирового развития. Этот процесс развивается неравномерно и с разной скоростью. Регионализация является одним из проявлений глобализации, составной частью ее развития. В 2018 г. развитие мировой экономики подтвердит такую точку зрения. Великобритания и ЕС сумеют найти взаимоприемлемый вариант «брекзита», который в перспективе обеспечит устойчивое развитие обеих сторон (примеры – Норвегия, Швейцария).
Реальные шаги администрации США вряд ли приведут к прекращению переговоров по Транс-Атлантическому торгово-инвестиционному партнерству (ТАИП). Также трудно представить выход США из Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Вероятнее всего, администрация будет добиваться более приемлемых для США поправок к этим соглашениям. Эти предложения разрабатывались в 2017 г. и скорее всего в 2018 г. начнутся переговоры с Канадой и Мексикой.
Мировая торговля, на наш взгляд, в 2018 г. продолжит рост опережающими темпами. В 1991-2000 гг. темпы прироста глобальной торговли товарами в 2,3 раза превышали темпы прироста глобального ВВП (по среднегодовому курсу национальных валют к доллару). В 2001-2010 гг. это соотношение возросло – до 3,5 раза. В посткризисный период 2011-2016 гг. это соотношение сократилось из-за падения в 2015 и 2016 гг. мирового экспорта во всех регионах мира. В 2017 г., по нашей оценке, рост мировой торговли возобновился.
В 2018 г. опережающий рост объема внутреннего рынка в ведущих странах с развивающейся экономикой (ребалансировка спроса с внешних рынков на внутренние) и сохранение относительно высокого уровня цен на энергоресурсы и другие виды сырья восстановят рост мировой торговли темпами, превышающими рост мирового ВВП.
График 1. Темпы прироста мировой экономики, прогноз МВФ и ИМЭМО, %
Таблица 1. Темпы прироста ВВП по ППС 2016 г., %
Таблица 2. Развитие мировой экономики, в ценах и по среднегодовому курсу национальных валют к долл. США 2016 г.*