6 Мегатрендов – будущее цифровой экономики

0

Всего 20 лет назад Сергей Брин и Ларри Пейдж зарегистрировали доменное имя google.com, 10 лет назад в Сан-Франциско Стив Джобс представил миру первый iPhone. За этот короткий срок цифровые технологии в корне изменили наш мир.

Сегодня объем рынка интернет-рекламы в поисковиках составил $90 млрд. Рынок смартфонов – $435 млрд. Развитие новых технологий повлекло появление новых рынков и развитие смежных отраслей. Мир меняется настолько быстро, что можно сказать, – будущее уже наступило. Но в разных городах и странах движение к «цифровой планете» все еще происходит с разной скоростью.

 

 

Поэтому умение видеть новые тренды и меняться в режиме реального времени обеспечивает конкурентоспособность и успешность в цифровой экономике.

 

 

Цифровая лаборатория Softline исследует потребительские, технологические и отраслевые тренды для определения возможностей роста бизнеса клиентов, генерации и тестирования идеи цифровой трансформации. Это позволяет нашей команде создавать коммерчески успешные цифровые продукты для наших клиентов.

 

 

Мы поделимся нашими наблюдениями по мегатрендам, которые лежат в основе большинства изменений в отраслях и бизнес-моделях компании.

 

 

1. Глобализация

 

 

Глобализация мировой экономики привела к формированию единого рыночного и информационного пространства и либерализации мировой торговли товаров и услуг. Потребители получили доступ к широкому ассортименту товаров и актуальной и достоверной информации о продуктах и их рыночных характеристиках. Потребители начинают играть все более заметную роль на рынках, диктуя свои предпочтения производителям.

 

 

  • 1/5 часть мировой продукции товаров и услуг производится транснациональными корпорациями. Примерами могут служить Microsoft, Oracle, Procter&Gamble, Mars, Газпром, General Motors, ЛУКОЙЛ, McDonalds и прочие.
  • В 2007 г., впервые в истории человечества, число людей, живущих в городах, превысило число людей, живущих в сельской местности. В дальнейшем рост численности населения будет приходиться в основном на города.
  • В 2020 г. более 80 млрд устройств будут подключены к интернету. Повсеместная доступность информации повышает прозрачность во всех сферах, в том числе в экономике. Бизнес будет стремиться к гиперпрозрачности бизнеса и процессов.
  • В условиях экономической и политической глобализации миграционные потоки увеличиваются с каждым годом. Преобладает трудовая миграция, но треть миграционных потоков составляют беженцы из стран военных действий.

 

 

2. Бережливое потребление

 

 

На волне развития бережливого потребления и того, что опыт становится важнее владения, появилась модель «Экономика совместного потребления». Один из основных принципов – это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, – инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время. Концепция «бережливого потребления» заключается в достижении баланса между снижением стоимости и повышением качества материалов и комплектующих с меньшими логистическими расходами.

 

 

Массовое производство и потребление в начале 1990-х гг. сменились персонализацией потребления и кастомизацией производства:

 

 

  • Наручные часы Pebble, синхронизируемые с iPhone и устройствами на Android: на их создание в 2012 году было привлечено более $10 млн. Это самый кассовый проект крупнейшей по транзакциям краудфандиговой площадки – Kickstarter.
  • Airbnb считается удачным примером модели «Экономика совместного потребления». Компания предоставляет путешественникам возможность рассмотреть предложения от хозяев жилья в любой точке земного шара и арендовать его.
  • Каршеринг позволяет сэкономить до 70% стоимости транспорта для своих клиентов, так как они оплачивают только время, когда реально используют автомобиль. Автомобили используются более эффективно, уменьшается количество вынужденных поездок.
  • «Яндекс.Такси» тестирует тариф «Комбо», который позволяет водителям одновременно перевозить нескольких пассажиров, не знакомых между собой.
  • Хорошим примером являются агрегаторы такси: «Яндекс. Такси», Uber и Gett, созданные для потребителей, которые не хотят ждать, терять время на общение с оператором такси, и желающих получить услугу в течении 5 минут.

 

 

3. Технологии и инновации

 

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на современное поведение потребителей, является быстрое развитие технологий. С одной стороны, технологии расширяют возможности потребления, открывая доступ к широчайшему спектру товаров и услуг. С другой, развитие технологий усложняет нашу жизнь и изменяет ее.

 

 

Технологии содержат большой потенциал для развития бизнеса. Технологии воспринимаются как объект повышения эффективности, но они также позволяют создавать потребительский опыт, новые источники дохода.

 

 

  • Интернет вещей: технические средства научились «общаться» между собой и передавать данные. Сегодня даже холодильник, чайник или пылесос могут быть источниками информации.
  • Без облачных технологий не видит себя ни один высокотехнологичный бизнес. Проблемы с перегрузкой серверов, опасностью кибератак и огромных финансовых вложений остались в прошлом.
  • Оплатить покупки можно при помощи телефона. Технологии Apple Pay, Android Pay и LG Pay облегчили жизнь потребителей и сделали транзакции на основе магнитной коммутационной технологии доступными каждому.

 

 

4. Цифровизация коммуникаций

 

 

Инфокоммуникационные технологии меняют модели коммуникации между людьми, а также между людьми и организациями. Устанавливать и поддерживать контакты становится все проще, мгновенно взаимодействовать друг с другом возможно на любом расстоянии.

 

 

  • Люди во всем мире становятся зависимыми от смарт-устройств, таких как мобильные телефоны и планшетные компьютеры. Происходит эволюция пользовательского поведения.
  • В Германии 37% ежедневных коммуникаций происходит через цифровые девайсы.
  • Почти 80% потребителей по всему миру имеют смартфоны.
  • Активно развивается омниканальность – возможность делать покупки в разных режимах: в торговой точке, через мобильный телефон, через компьютер.
  • Одним из важнейших каналов продвижения становятся лидеры мнений в социальных сетях. 60% потребителей говорят, что прислушиваются к рекомендациям.

 

 

5. Социальная трансформация

 

 

Общество находится в непрерывном движении. Основными векторами глобальных демографических сдвигов являются: экономическое развитие и урбанизации; рост населения Земли; повышение средней продолжительности жизни и ускоренная миграция. Изменяется отношение к старению, происходит сдвиг гендерных ролей и понятия семьи. Доля людей старшего возраста увеличивается.

 

 

Одним из основных фактов, определяющих общество будущего, является смена поколений. На смену поколения Х придут поколения Y и Z, имеющие другой набор ценностей.

 

 

  • Население планеты увеличится на 15% к 2030 году.
  • Средний возраст родителей при рождении первого ребенка увеличился с 26 лет в 1995 г. до 29 лет в 2015 г. и продолжит увеличиваться.
  • На одну женщину к 2020 г. в среднем будет приходиться 2,47 ребенка по сравнению с 3 детьми в 1995 г.
  • В Великобритании число мужчин, уходящих в декрет, увеличилось в 10 раз по сравнению с 10 последними годами.
  • Две трети людей в возрасте от 14 до 34 лет говорят, что пол больше не определяет стиль жизни или поведение, как это было когда-то.

 

 

6. Растущая скорость изменений

 

 

Инновационные технологии, существенно изменяющие привычные действия, захватывают потребителей нарастающими темпами. Под давлением скорости развития инноваций компании вынуждены менять существующие бизнес-модели, вырабатывать новые подходы к продуктам и услугам, процессам и поддержке бизнес-операций. Скорость вывода новых продуктов на рынок постоянно увеличивается.

 

 

Бизнесу приходится оперировать в условиях неопределенности и постоянных изменений. Давление со стороны потребительского спроса, быстрое развитие и распространение технологий повысили значимость и сложность инновационного процесса в компаниях.

 

 

  • Если на то, чтобы телефон и радио стали привычными для четверти населения США, потребовалось более 30 лет, то интернет достиг массового потребителя всего за 7 лет.
  • 52% компаний из Fortune-500 с 2000 г. поглощены или обанкротились.
  • Знания и умения, которые были важны 10 лет назад, морально устарели по отношению к тенденциям новой модели мира.
  • Продолжительность жизни крупных компаний уже сократилась в 1,5 раза.
  • Деятельность 1/3 компаний из топ-20 будет подорвана новыми технологическими платформами. 10 лет назад СМИ для распространения новости требовался день или больше. Сегодня – достаточно одного «клика» мышкой.
  • 60% новых вакансий на рынке требуют навыков, которые есть только у 20% населения.
  • Источник:   http://softline.ru/blog/6-megatrendov-buduschee-tsifrovoy-ekonomiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *